В 70-х-80-х годах прошлого века американский фотохудожник Синди Шерман представила вниманию публики серию своих фотографий \"Кадры из фильмов без названия\"(Untitled Film Stills). Этот проект принес Шерман мировую известность и сделал ее знаковой фигурой современного искусства. На фото сама Синди Шерман (меняя костюмы, грим, и собственную фигуру) примеряет на себя всевозможные женские образы, предлагаемые кинематографом и телерекламой. Она предстает то хичкоковской леди, то простушкой в клетчатой юбке из фильмов 60-х, и утомленной бизнес-вумен, и стриженым под мальчика эльфом-феминисткой. Кадры представляют собой как бы весь спектр возможных женских характеров и ситуаций, в которых участвует женщина, типичных женских сценариев поведения, которые можно извлечь из телепотока.Тем самым Шерман показывает нам, какие образы считывает современная женщина с кино и рекламы, а значит, и то, с какими образами она может идентифицировать себя в своей обычной жизни, с опорой на какие модели строить свое реальное поведение. Интересно, что Шерман завершила работу над этой серией именно тогда, когда поняла, что начинает повторяться, дублировать уже существующие образы (Cruz, Smith, Jones, 2001). Этот факт может служить для нас косвенным подтверждением достаточной полноты получившегося набора. Кадры Синди Шерман, безусловно, имеют свой смысл как предмет искусства и заняли свое место в его истории, однако в нашем дальнейшем обсуждении они выступят с несколько иной стороны. Благодаря ее замыслу, в руки исследователя-маркетолога попадает уникальный материал: достаточно полный набор «архетипов» женского поведения, основных ролей современной женщины. Ведь хорошо известен тот факт, что образы, транслируемые массовой культурой, задают способы выражения в поведении принимаемой человеком роли. Предположим, некая женщина, сама того до конца не осознавая, стремится к тому, чтобы окружающие считали ее доброй, мягкой и несколько зависимой. Какие формы поведения, какую мимику и жесты ей избрать, какую одежду и прическу, какие эмоции демонстрировать? Все это определяется фиксированными в окружающей ее культуре эталонами: образы в фильмах и журналах, на ТВ и в рекламе не в последнюю очередь. Безусловно, она не принимает таких решений, рассуждая и осознанно продумывая каждую дет аль. Просто она «считывает» их с экрана, принимает способ жизни и отношение к жизни этого персонажа, «идентифицирует» себя с ним и начинает во внешней жизни носить одежду похожего стиля, улыбаться, причесываться и двигаться в модели этого персонажа. Однако в разных жизненных ситуациях, в общении с разным окружением человек реализует разные роли, а значит и ориентируется на разные модели поведения, на разные типажи. Та же женщина может совсем не стремиться выглядеть такой же скромницей в глазах своей подруги-модницы, как и в глазах своих родственников. Следовательно, у каждого из нас есть не одинокое представление о единственном образе, в соответствии с которым мы строим свое поведение, а целая организованная система такого рода образов. По всей видимости, речь может идти о некоторой «карте», или «пространстве» таких ролей, где каждый воспринимаемый из внешней среды образ (знакомый человек, героиня кино, рекламы) оценивается по нескольким существенным параметрам и благодаря этому как бы занимает свое место на этой карте или в этом пространстве («семантическом пространстве» могли бы мы сказать, пользуясь языком одного из разделов психологии - психосемантики). Такие образующие параметры складываются в течение всего проце сса получения социального опыта человеком и организуют его восприятие и оценку других людей и событий. Для маркетолога и специалиста по рекламе знание структуры такой карты, свойственной представителям культуры, в которой он работает, профессионально важно: ведь это равносильно тому, что знать сознание своих клиентов в той или иной области. В нашем случае речь идет о сознании женщин в области их представлений о женщинах, о самих себе в обществе. Выявить параметры, на которые ориентируется женщина в оценке женского образа, выявить те образы, с которыми она в наибольшей степени готова идентифицировать себя в тех или иных жизненных ситуациях, означает понять, какие качества в первую очередь нужно акцентировать в товарах, связанных с восприятием женщиной себя в той или иной женской роли, и какие типажи на рекламном изображении приведут к большему их принятию. В благом деле проведения исследования, способного ответить на все эти вопросы, нам и помогли фотографии, сделанные Синди Шерман. Они сыграли для нас роль опорных пунктов, выявляя реакции на которые мы и смогли восстановить, создать модель той карты, того пространства, с помощью которого современная женщина воспринимает и оценивает все окружающие ее проявления женственности. Итак, нам необходимо выявить основные параметры, «скелет» или координатные оси интересующего нас семантического пространства. Чтобы этого достичь, мы в начале (как это традиционно делается в психосемантических исследованиях) допускаем существование очень большого количества таких признаков. Затем собираем оценки нескольких объектов по этим признакам у большого числа представителей той группы, чье семантическое пространство мы изучаем. При этом оцениваемые ими объекты, конечно же, должны быть «представителями» той тематики, по поводу которой мы предполагаем построить семантическое пространство. То есть если бы мы, к примеру, изучали семантическое пространство политических партий (Петренко, Митина, 1997), то оцениваемыми объектами должны были бы стать политические партии, причем желательно использовать достаточно полный набор - по возможности, сильно отличающиеся друг от друга партии. Теперь, получив оценки нескольких объектов по большому количеству признаков, мы можем проверить, какие признаки согласовываются между собой по оценкам. Согласованность между собой для двух признаков означает, что какой бы объект ни оценивался по этим признакам, он будет оценен одинаково: если по признаку Х он получил оценку –3, то и по признаку Y он получит –3, а если другой объект по признаку Х получил оценку +2, то и по признаку Y он получит +2. (Естественно, сейчас речь идет лишь об общем смысле, и математически данный метод решен более тонко). В результате мы имеем несколько групп признаков, где признаки, входящие в одну группу согласованы между собой, а признаки из двух разных групп между собой не согласованы. На основе этого мы имеем право считать, что за каждой из групп признаков стоит общий для всех этих признаков параметр, и он-то и является тем самым параметром, ради поиска которого было предпринято все это оценивание. Таких пар аметров получается существенно меньшее количество, чем исходных признаков, и они признаются независимыми друг от друга и составляющими оси, «скелет» семантического пространства изучаемой группы в отношении изучаемой тематики. Как известно, в построенной по этой логике математической процедуре факторного анализа данных эти выделенные параметры носят название факторов. В нашем исследовании в роли объектов, которые оценивались, выступали 66 фотографий из «Кадров» Синди Шерман. Они представляют собой достаточно полный набор разнородных женских образов, укорененных в современной массовой культуре – все эти признаки дают нам право использовать их как опорные точки для выявления структуры пространства восприятия женщиной самой себя. Далее перед нами встала необходимость выбора признаков для первоначального оценивания. Какие признаки могли бы быть релевантны такой тематике и, одновременно с этим, применимы к оцениванию фотографий? Мы исходили из того, что ключевой фигурой в теме социальных ролей выступает другой человек, тот, с кем происходит взаимодействие, тот, ради кого выстраивается образ поведения в этой социальной роли. Именно поэтому про каждую из фотографий мы задавали испытуемым следующий вопрос: «Представьте себе, пожалуйста, что на этой фотографии изображены вы. Хотели ли бы вы, чтобы эту фотографию увидел / увидела: …» и дальше следовал список из 18 представителей окружения испытуемой. Это были: друзья; коллеги по работе; муж; родители; мужчина, которого вы любите; родственники; дети; близкая подруга; мама; знакомые мужчины; соседка; отец; бывший муж (друг,; любимый); люди, которым вы нравитесь; люди, которые вас не любят; тот, кому вы бы хотели понравиться; женщина, с которой вы конкурируете; тот, на кого вам бы хотелось быть похожей. Степень желательности того, что эту фотографию увидит данный персонаж, испытуемые оценивали по семи балльной шкале от «-3» до «3». Таким образом, в качестве исходных признаков выступали степени желательности того, что данный образ будет увиден тем или иным представителем окружения испытуемой. Психологически же за этим для нас стояли в качестве исходных признаков степени готовности принять изображенный на фотографии образ при реализации социальной роли, связанной с тем или иным персонажем. Предположим, испытуемая говорит, что «очень хотела бы» (+3), чтобы ее дети увидели эту фотографию, для нас же это означает, что эта испытуемая с высокой степенью вероятности готова принять такой образ, выступая как мама, общаясь со своими детьми. Естественно, что выбор того, какие именно персонажи войдут в нашу анкету, не мог быть произвольным. Предварительно мы обратились за этой информацией к самим же испытуемым. 30 женщинам в возрасте от 18 до 35 лет задавались следующие вопросы: «У каждого из нас есть фотографии, которые мы с удовольствием показываем, и те, которые мы готовы показать только избранным людям, бывает и так, что хочется, чтобы определенный человек как бы невзначай заметил определенную фотографию. Скажите, пожалуйста, кому из своих близких или знакомых Вы показываете свои фотографии? От кого из своих близких или знакомых Вы прятали или прячете некоторые свои фотографии? А для кого Вы делали какую-либо свою фотографию заметной как бы случайно? Затем были выделены персонажи, которые с наибольшей частотой встречались в ответах испытуемых. Кроме них в список, использовавшийся в дальнейшем исследовании, вошли персонажи, названные скорее не по социальному, а по межличностному принципу (тот, кому вы бы хотели понравиться; женщина, с которой вы конкурируете; и т.п.). Дело в том, что такие персонажи обычно психологически важны в жизни при выборе моделей поведения, но мысленно каждый из нас их называет по имени. Поэтому, как мы предположили, они и не «всплыли» в ответах испытуемых, где женщины, подразумевая такого рода персонажей, называли их то «коллегой», то «соседкой», то есть по их социальной роли. Кроме получившихся 18 вопросов, в анкету вошел вопрос: «Сохранили бы вы такую фотографию?». По полученной анкете были опрошены женщины в возрасте от 18 до 35 лет. По поводу каждой из 66 фотографий были опрошены по 30 испытуемых. Таким образом, за исключением 4 выбракованных по техническим причинам ответов, мы получили 2006 ответов на нашу анкету. Проведенная по вышеописанной логике процедура факторного анализа позволила нам выявить те группы, в которые статистически разумно было бы объединить исходно заданные испытуемым 18 признаков, то есть те факторы, те параметры, которые образуют семантическое пространство женских образов. Их оказалось 2. Математически мы можем определить вес, значимость каждого из исходных признаков в образовании каждого из факторов-параметров (так называемые факторные нагрузки). Такой вес всегда заключен в пределах от 0 до 1. За значимые обычно принимаются веса (нагрузки) выше 0,7. В таблице 1 приведены полученные нагрузки каждого из использовавшихся нами признаков в образовании каждого из факторов, и жирным шрифтом выделены значимые веса. Исходные признаки Нагрузки (фактор 1) Нагрузки (фактор 2) друзья 0,69337 0,48429 коллеги по работе 0,68944 0,48723 муж 0,55112 0,59265 родители 0,83946 0,35186 мужчина, которого вы любите 0,45607 0,72507 родственники 0,82279 0,38296 дети 0,82328 0,33999 близкая подруга 0,63170 0,48968 мама 0,81963 0,34860 знакомые мужчины 0,54033 0,70099 соседка 0,61334 0,47637 отец 0,80533 0,36005 бывший муж (друг, любимый) 0,34681 0,68826 люди, которым вы нравитесь 0,58034 0,67360 люди, которые вас не любят 0,33092 0,65346 тот, кому вы бы хотели понравиться 0,40996 0,81821 женщина, с которой вы конкурируете 0,26118 0,83557 тот, на кого вам бы хотелось быть похожей 0,36214 0,78236
No comments:
Post a Comment