По данным исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и многое знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Однако, страхи, как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то анормальном.Так, например, для малыша семи месяцев нормально бояться незнакомых взрослых. Реальное или воображаемое отсутствие мамы вызывает страх у всех без исключения, нормально развивающихся детишек дошкольного возраста.Диапазон детских страхов ограничен только фантазией наших малышей, а она, как вы понимаете, границ не имеет. Каждый страх индивидуален и психологи при работе с детскими страхами обращают внимание не столько на содержание их, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов. Практически любой предмет или событие из внешнего мира могут превратиться для ребенка в нечто пугающее. Мне, например, доводилось работать с шестилетним мальчиком, у которого в шкафу с детскими игрушками жили 18 мохнатых троллей. Вечером они все выходили из шкафа и начинали искать еду. Если мальчик не оставлял им конфет или печенья, то они были очень злы и начинали сильно шуршать. У другой девочки девяти лет весь дом на даче был населен привидениями. Все они вынашивали неясные, но, наверняка коварные планы. Каждое путешествие по дому в сумерках, особенно, когда не было рядом родителей, превращалось для девочки в опасное приключение. Очень часто дети боятся темноты. Этот страх пришел к нам от предков, когда ночью, в темноте выходили на охоту самые опасные и неведомые звери. В темноте же живут всевозможные духи, демоны, вампиры и прочая нечисть, о которой нам исправно рассказывают не только сказки и предания, но и многочисленные кинофильмы. Довольно часто дети дошкольного возраста боятся животных. Насекомых, пауков, червей дети боятся только тогда, когда их боится кто-нибудь из значимых взрослых.Теперь поговорим о причинах детских страхов. Причина первая и самая понятная: некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедший с ребенком. Напугала собака, застрял в лифте, пристал на улице какой-нибудь неопрятного вида бомж - жизнь вокруг разнообразна и далеко не всегда безопасна. Такие страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то часто проходят сами собой. Но здесь необходимо отметить, что далеко не у каждого ребенка покусанного собакой или запертого в лифте развивается стойкий и заметный для окружающих страх.Отсюда переходим ко второй причине детских страхов - особенностям характера ребенка. Появлению и, главное, закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей )родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность. Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти черты характера? Частично (и в очень большой части) от нас, взрослых. Поэтому далее идет причина третья - запугивающее воспитание.\"Не ляжешь спать, тебя баба - яга заберет!\". \"Не шуми, а то дядя - шофер тебя уведет с собой!\". \"Мальчиков, которые плохо едят забирает медведь в темный лес!\". Наверняка вы слышали и не раз подобные \"шедевры\" педагогического воздействия. Или сами прибегали к ним, не особенно задумываясь о последствиях. Если ребенок не понимает слова \"нельзя\", то это просчет не его, а ваш и наказывать его за это несправедливо. Тем более - наказывать страхом. Если ваш ребенок достаточно смышленый и обладает крепкой нервной системой, то он довольно быстро разберется в том, что дяде - шоферу нет никакого дела до его криков, а баба - яга за всю его недолгую жизнь так ни разу и не вышла из леса. И тогда он сделает для себя весьма полезное открытие: во-первых боятся этого вовсе не стоит, а, во-вторых, папа и мама часто врут ему, чтобы он был \"послушным\". А, значит, врать можно. Возможен и другой вариант - ваш малыш вам действительно поверил. Теперь он знает, что вы способны отдать его чу жому дяде и не станете защищать его от бабы - яги. Каково остаться один на один со своим страхом? Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок испытал это чувство? Гораздо лучше, в тех же воспитательных целях, сообщить ему, что его поведением недовольны вы лично, именно вы, а какая-то баба - яга. В этом не будет лжи, и ребенок увидит, что им недоволен самый значимый для него в этом мире человек - мать или отец. Это достаточно сильно.Причина четвертая - тревожные родители. Вот уж, поистине, нелегкое испытание для детской психики! Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами по себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: \"Не гладь собаку - укусит\", \"Не ходи по лужам - заболеешь\", \"Не ходи один во двор - там хулиганы\". Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое черной дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.Причина пятая - детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у кого-то меньше, но мир фантазий - привычная среда обитания для малышей - дошкольников (впрочем, и младших школьников тоже). Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо \"вдолбим\" в их маленькие головки, что \"этого не может быть, потому, что не может быть никогда...\". А пока этого не произошло малыш населяет мир созданиями своей фантазии, он таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И отчасти управляемым. Только отчасти, потому, что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому - страшными. В любом случае, ребенок, как первобытный человек, сам творит свой мир и свои страхи.И, наконец, причина шестая - наличие другого, более серьезного расстройства. Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание - возможно у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у медиков. Если страхи малыша уж очень необычны по своему содержанию и по способу их проявления, если ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, то это повод для серьезного беспокойства и для немедленного обращения к специалисту.Если ваш ребенок испытывает страхи, то, первым делом, прекратите его пугать и пугаться сами. Вы должны серьезно отнестись ко всем чувствам, которые испытывает ваш ребенок. Высмеивание страхов просто недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со свои страхом один на один. Отнеситесь ко всему, что он вам сообщает по этому поводу с полным доверием. Постарайтесь выяснить, чего именно (или кого) боится ваш ребенок? Как это выглядит (можно ли его нарисовать)? Что \"это\" может сделать, какие у него привычки, чего он хочет? Что можно сделать, чтобы уменьшить его силу? Такое серьезное и конструктивное отношение с вашей стороны - мощное психотерапевтическое средство. Мама не смеется, мама не боится, мама рядом и она уверена, что с \"этим\" можно справиться. А мама всегда права. Кроме того, проговаривание (а еще лучше - прорисовывание) страха сильно уменьшает его силу. Попробуйте таким образом поработать со своим ребенком. В том случае, если встретите какие-то затруднения - есть пово д обратиться к специалисту.Источник: Beautytime.ruДата опубликования: 2006-05-12
No comments:
Post a Comment